Психология детского рисунка

Психология детского рисунка

Какое занятие у ребенка самое любимое? Конечно, рисование. Когда ребенок берет в руки цветные карандаши, листок бумаги и начинает творить, таким образом, он выражает свои эмоции и чувства. Не всегда он может это сделать словами, вот и приходит на помощь идея порисовать.

Психология детского рисунка позволяет нам, взрослым, лучше понять своего малыша и вовремя помочь или поддержать его. Ведь в рисовании имеют большое значение даже такие мелочи, как будет рисовать ребенок одним цветом или несколькими. По таким критериям уже можно судить о настроении ребенка в данный момент или так же можно узнать, что у ребенка на душе. А заодно и не проворонить зарождающийся талант (почему бы и нет?)


Психология детского рисунка семьи

Установка на задание

Перед тем, как ребенок начнет рисовать, нужно дать ему установку (задание). Например: нарисуй свою семью. Только обязательно учитывайте возраст ребенка, это задание подойдет для детей в возрасте от 3 до 10 лет. Затем положите перед ребенком лист бумаги, размером А4 и набор цветных карандашей. Больше ничего пояснять не нужно. И торопить малыша тоже не стоит.

Если ребенок все же начнет Вас расспрашивать о конкретных деталях рисунка, отвечайте: «Рисуй так, как захочешь».

В момент рисования лучше даже не находиться рядом с ребенком. Предоставьте ему полную свободу. Хотя, можно незаметно подглядывать, в каком порядке будут нарисованы члены семьи. 

Интерпретация детских рисунков

  • Я – на первом месте. Зачастую дети в первую очередь рисуют самого себя, следом за ним авторитетный или самый любимый член семьи. После изображения главных героев, ребенок приступает к украшению своего рисунка. Это может быть солнышко, облака, цветочки, бабочки и т.д. Бывает и так,  что в первую очередь ребенок украсит лист бумаги бабочками-птичками, а затем приступит к рисованию семьи. Это говорит о наличии у «художника» психологического дискомфорта. Причиной этому может быть обида, конфликт или стресс от семейной ссоры.
  • Центральное место. Психология детского рисунка такова, что ребенок, который чувствует себя в семье хорошо и уютно, обязательно нарисует себя и родных в центре листа. Точнее ребенок в центре, а по бокам мама и папа. 
  • Отсутствие самого себя. Если ребенок нарисовал маму с папой и сестренку, но не нарисовал себя, отвечая, что «Не хватило места», «Нарисую позже». В таком случае родители должны серьезно задуматься. Это означает, что ребенок чувствует себя не нужным, ему не хватает родительской ласки и любви. 
  • Размер фигуры. Можно судить о нормальной самооценке ребенка в случае, если он рисует себя чуть ниже по росту по сравнению с мамой и папой. Если же ребенок нарисовал себя слишком маленьким, в углу листа, он чувствует себя отверженным. И наоборот, если ребенок изобразил себя крупнее всех остальных членов семьи, значит у ребенка завышенная самооценка, более того в семье ему действительно все позволяют. 
  • Расстояние между членами семьи. Чем дальше фигуры изображены друг от друга, тем сильнее эмоциональная семейная разобщенность. Ребенок также может специально нарисовать перегородки между людьми, или это могут быть какие-то предметы, это говорит о существующих проблемах в общении. 
  • Занятие членов семьи. В идеале все люди изображены за одним занятием (сидят за столом, держат друг друга за руки и т.д.). Бывает, что ребенок не изображает кого-то из членов семьи, например папу. Отвечая: «Он уехал в командировку», в таком случае задумайтесь о взаимоотношениях ребенка с папой.
  • Цвет рисунка. Психология детского рисунка найдет свое отражение и в цвете. Удивительно, но самый любимый член семьи будет изображен на рисунке во всех цветах радуги. Если это мама, то она обычно изображена в пышном платье, с шикарной шевелюрой и т.д. Причем все это в ярких цветах. А если на рисунке ребенок никого не выделяет цветом и более того изображает все в холодных тонах (черные, коричневые цвета), значит в семье происходят частые конфликты и ребенок чувствует некоторый дискомфорт от общения с кем-то из членов семьи.
  • Прорисовка лица. Если ребенок тщательно прорисовывает определенные черты лица, например, глаза, значит, ребенок чувствует со стороны этого человека зрительный контроль. А если, хорошо прочерчен рот – ребенок слышит бесконечные упреки, наставления и нравоучения.
  • Общий эмоциональный настрой. Посмотрите, что объединяет все лица, улыбаются они или чем-то расстроены, и все сразу станет понятно. По этому признаку судят о психологической атмосфере в доме.
  • Изображение себя. Если на рисунке руки ребенка расставлены, а на лице хорошо видна улыбка, можно смело говорить об общительности ребенка и его открытости миру. Если руки, наоборот, зажаты или спрятаны – это символизирует о замкнутости и закрытости. Кстати, рук может и совсем не быть, тогда ребенок чувствует себя в семье бессильным и бесправным.
    Изображение у себя острых зубов (клыков), оружия – ребенок чувствует опасность и пытается защититься. В таком случае нужно провести анализ, чего ребенок так боится в семье.

Психология детского рисунка очень обширна. Мы рассказали о самых основных моментах оценки детского рисунка. Интерпретировать нарисованное ребенком Вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту. Помните, что, чем раньше Вы заметите какие-либо отклонения или проблемы в психическом развитии ребенка, тем раньше Вы сможете их предотвратить.

 

На самом деле сделать анализ детского рисунка не сложно, и кто, как не родители сможет составить более полную картину о состоянии своего собственного ребенка.

Если Вам понравилась статья - поделитесь ею с друзьями. Спасибо Вам!


Предыдущие записи в разделе "Дети":

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

css.php